Содержание
  1. Предисловие
  2. Остермания
  3. Приходская жизнь церкви. Святой праведный Иоанн Кормянский
  4. Приход к началу 20-го века
  5. Знаменательные даты
  6. «Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения»
  7. Церковь-мученица
  8. Возрождение или Бог поругаем не бывает
  9. Жизнь прихода в наши дни
 

«Поминайте наставников ваших, которые  проповедовали  вам  слово Божие,  и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере   их».
(Евр.13:7)  

Предисловие

История  любого  строительного объекта, начинается с закладки фундамента.  Это – аксиома. Закладку фундамента предваряют расчеты и проектная документация, которые разрабатываются и рассчитываются главным зодчим-архитектором и его командой. А если это не просто строительный объект, а храм с совершенно потрясающей архитектурой? И если история храма насчитывает  более чем 200 лет?

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в г.п. Стрешин

Стрешинская церковь— редкая для Беларуси центрическая постройка. Композиция ее симметрична: к четверику со всех сторон примыкают равновеликие полукруглые пристройки, одна из которых занята под алтарь. Однако архитектура храма имеет светский характер. Церковь без традиционных апсид, с широкими окнами, тремя парадными входами и лестницами, украшенными рядами балясин. В целом, архитектура постройки аскетичная, с минимальным набором декора. Общее впечатление достигается объемным решением, пластикой купола и полусфер пристроек.[1]

По словам старожилов, которые запомнили внутреннее убранство  своей цепкой детской памятью, славилась церковь своими фресками, тонкой высокохудожественной резьбой иконостаса, живописными полотнами ликов евангелистов, мозаичными полом и дорожками, которые вели к её главному входу. Неразгаданной тайной для современников остаётся и система обогрева храма. Никаких батарей или печей здесь нет, хотя даже самой холодной зимой в церкви можно было стоять в одной тонкой рубашке. Вместе с открытием храма возле него были высажены каштаны, которых сегодня практически не осталось – седая легенда, которой более двухсот лет, попала под вырубку.  Архивные документы свидетельствуют, что в Европе было возведено всего 3 подобных строения.  A до наших дней сохранилось только одно – Свято-Покровский храм в Стрешине.

Мне думается, что в таком случае, помимо факта возникновения самого архитектурного объекта, я имею в виду год основания,  важны и другие аспекты– почему именно этот храм, именно в этом месте и именно этот человек совершил такое благое и богоугодное дело   — возведение православного храма; и чьими стараниями колокола храма и до ныне возвещают вечно куда-то спешащим  людям остановиться и возвести очи свои горе?

Итак, все по-порядку. О себе. Я, р.б.Мария , 20 лет  рождения, являюсь прихожанкой храма Покрова Пресвятой Богородицы г.п.Стрешин Жлобинского района Гомельской области  с  трех лет,  т.е. с 1999 года. По сути, я выросла в нем, при нем же постигала азы православия в воскресной школе,  и поэтому вопросы, связанные с историей родного храма, для меня возникли не на пустом месте. Я очень благодарна своей матери Людмиле Николаевне Пикун, которая помогла мне собрать этот  уникальный материал в событиях и лицах великих людей Отечества нашего. Во славу Божию предлагаю сей скромный труд читателям.

Остермания

В 1807 году  в местечке Стрешин был основан новый православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы  его Сиятельством графом Иваном Андреевиче Остерманом, пятым государственным канцлером Российской империи в отставке и кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Сей факт был запечатлен на  свинцовой пластине, которую нашли при восстановлении поруганной святыни в конце восьмидесятых:

“Основася храм сей Божий Покрова Пресвятыя Богоматери при Державе Благословейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя нашего императора Александра Павловича всея России при Супруге Его Благословейшей Государыни Императрице Марии Феодоровне и Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Константине Павловиче и Супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Анне Феодоровне Благоверных Великих Князьях Николае Павловиче и Михаиле Павловиче Благоверной Государыне Великой Княжне Марии Павловне и Супруге Ея и Благоверных Государынях Великих Княжнах Екатерине Павловне и Анне Павловне. За Владением Канцлера Действительного Тайного Советника и Разных Орденов Кавалера Графа Ивана Андреевича Остермана по Собственной Его Сиятельства Воле Благословением Преосвященнаго Варлаама Епископа Могилевского и Витебскаго и Кавалера Чечерских Протоиеерем Герасимом в лето от Рождества Христова Тысяща Восем Сотъ Седьмого года десятого дня”.

Эта свинцовая пластина хранится сейчас в Минской епархии.

Кто был этот человек, чьими стараниями по Божьему промыслу был воздвигнут сей православный красавец-храм? И кто были его благочестивые родители?

Основатель храма граф Иван Андреевич Остерман (1725 —1811)русский государственный деятель екатерининской эпохи, канцлер, действительный тайный советник, сенатор, кавалер императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного — младший сын вице-канцлера графа Андрея Ивановича Остермана и Марфы Стрешневой.

Отец графа  Андрей Иванович Остерман (1687—1747) немец при дворе российских императоров ,  один из первых кавалеров  императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного —сподвижник Петра I, выходец из Германии, фактически руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и 1730-е годы, занимал пост вице-канцлера и первого кабинет-министра. В 1740 году был произведен в чин генерал-адмирала, но после переворота 1741 и воцарения Елизаветы граф Остерман попал в опалу: имущество Остерманов было конфисковано, граф был арестован , лишён чинов и титулов, предан суду и приговорен к смертной казни через колесование. Но на плахе  императрица заменила казнь вечным заточением в Берёзов Тобольской провинции (ныне поселок Березово Тюменской области), где граф со своей женой прожил пять лет, никуда не выходя и никого не принимая, кроме священника, и постоянно страдая от подагры.

Неизвестный художник XVIII в. Портрет графа А.И. Остермана  Копия с неизвестного оригинала, созданного не ранее 1727 г. Втор. пол. XVIII в. Х., м. 81,0×67,0  ГМК и усадьба XVIII века «Кусково». Инв. Ж-92

Умер в ссылке, погребён на Берёзовском погосте. Супруга Остермана молилась днем, а нередко и ночью, на могиле мужа. Внутри памятника, ближе к северной стороне, над самой могилою, был устроен катафалк, и на нем пустой с крышкою гроб, подобный тому, в какой положен был  граф в могиле. Впереди на стене находилась икона, пред нею лампада, с горящим, во время молитвы, елеем, пред ними аналой, с лежавшею книгой, по которой графиня молилась об упокоении души супруга в лучшем безмятежном мире.

Граф Андрей Иванович Остерман отличался полным безкорыстием и служил русскому народу  с редким усердием. Петр Великий на смертном одре сказал про него: «Необходим России: он ни разу не ошибался в делах дипломатических и лучше всех знает нужды России». Он жил в России, служил России и не отделял своей жизни от жизни Отечества!

Его жизнь способна стать сюжетом романа, драмы, мрачной трагедии о человеческих судьбах, но прежде всего она — яркая историческая реальность. Мальчик из вестфальского города Бохума Генрих Иоганн Фридрих Остерман отправляется или, вернее, вынужден бежать через границу, сквозь мглу и туман неизвестности — искать счастья на чужбине вдали от родного города. При этом он попадает в мясорубку большого мира, достигает там величия и, в конечном счете разделяет судьбу многих великих: его ждет падение, и притом падение сокрушительное.

Личность, уже при жизни возбуждавшая фантазию и любопытство современников. Блестящий политик и дипломат, немец по происхождению, но душею –русский, владеющий шестью иностранными языками, он, без сомнения, является образцом служения  Отечеству! [2]

Мать графиня Марфа Ивановна Остерман (1698-1781), в девичестве Стрешнева— статс-дама Екатерины I, была дочерью покойного ближнего боярина и стольника Ивана Родионовича Стрешнева, внучкой Родиона Стрешнева, «дядьки» Петра  и доводилась двоюродною правнучкою царице Евдокии Лукьяновне.

Марфа Ивановна любила своего мужа безгранично. Не чуждаясь большого света, она, тем не менее, предпочитала ему свой тихий, домашний уголок с молитвенными вечерами. Она последовала за своим мужем в ссылку, хотя и могла остаться в столице.

Франкарт — Frankart (1711/1712 — 1743?)  Портрет графини М. И. Остерман  1738 г. Х., м. 89,0х72,0  ГИМ 62356 ИЗО ИI-1324

Ухаживала и поддерживала опального и разбитого подагрой графа до самой его кончины. Похоронив мужа в 1847 году,  Марфа Ивановна еще несколько лет оставалась в ссылке  в непрестанной молитве и уповании на милость Божию.

И только 17-го января 1750 года Марфа Ивановна прибыла в Москву.

В 1771г. по прошению её старшего сына Фёдора Андреевича, московского главнокомандующего и генерал-поручика, архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) из-за немощности и преклонного возраста вдовствующей графини Марфы Ивановны Остерман дозволил устройство в усадьбе Полтево домового храма «при покоях, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с подвижным антиминсом».

Проживала  графиня в Москве до самой своей кончины, последовавшей 24-го февраля 1781 года, на 84 году от рождения. Похоронена в Троицкой церкви, построенной также Фёдором Андреевичем, в селе Красном Сапожковского уезда Рязанской губернии, которая стала впоследствии родовой усыпальницей Остерманов.

Троицкая церковь в селе Красном Сапожковского уезда Рязанской губернии. Построена в 1761 г. графом Федором Остерманом.
Фото 2004г.

Брат графа Федор Андреевич Остерман (1723 —1804)

Неизвестный художник :Портрет графа И.А. Остермана.  По оригиналу П. Крафта. (Kraft, Johann Peter (1780-1856), Австрия).Нач. XIX в. Х., м. 71,0х52,5   ГИМ 61843 ИЗО ИI 583

Переведённый после опалы отца младший сын Иван Андреевич  в 1741 году из капитанов гвардии в капитаны армии и лишенный орденов, он вскоре уехал за границу. В 1757 году был назначен членом русского посольства в Париже, потом, с 1760 года, посланником в Стокгольме, а в 1774 году — членом коллегии иностранных дел, а с  апреля 1775 года — вице-канцлер. При восшествии на престол Павла I возведён в высший сан — государственного канцлера Российской империи.

После смерти своей жены Александры Ивановны Остерман (1745—1793), урождённой Талызиной, дочери  сенатора адмирала И. Л. Талызина, которая не оставила ему потомства, граф не отошел от светской жизни, продолжая давать обеды для именитых гостей. Уже преклонных лет и не обладавший такими  большими способностями, как его отец граф А.И.Остерман, он  все же был «ценен своей долголетней практикой, своею опытностью, честностью и здравым смыслом». За свою прямоту и честность он пользовался всеобщим уважением в Москве и удостаивался посещений императора  Александра I. Но силы покидали стареющего графа, и  в начале апреля 1797 года он вышел в отставку.

За заслуги перед Отечеством императрицей Екатериной II ему были пожалованы именным высочайшим указом от 14 февраля 1742 года  в Могилевской губернии  Рогачевского повета, вотчина  — Стрешинская с окружающими деревнями (мужского пола -2575 и женского — 2407 душ).[3][4]

В 1807 году Иван Андреевич, верный православным традициям своей семьи приступает к строительству уникального каменного храма  в стиле классицизма в местечке Стрешин в Могилевской губернии на месте деревянной церкви, сгоревшей во время освободительной  войны казаков Богдана Хмельницкого на стороне России против Польско-Литовского государства. [5]

Был также заложен фольварк Остерманск недалеко от Стрешина.

9 декабря 1809 г. Остерман устраивает обед в честь высокого гостя и своего покровителя — императора Александра I, находившегося в Москве проездом из Твери. Известна литография того времени, изображающая это событие: император в окружении блестящего общества дам и кавалеров не позволяет 84-летнему Остерману встать с кресла, чтобы приветствовать его, и усаживает старика обратно. [6]

Неизвестный гравер  «Государь Император и Граф Остерман во время пребывания  Его Императорского величества в Москве в декабре 1809 года» Перв. пол. 1820-х гг.  Бум., литография. 46,5х40,5   ГЭ. Рг 19262. Инв. 108406

Под гравюрой надпись: «Государь Император и Граф Остерман во время пребывания Его Императорского Величества в Москве, в декабре месяце 1809 года». Иван Андреевич знал государя еще с рождения: при крещении он возложил на новорожденного Александра Павловича орден Св. Андрея Первозванного.

Граф Иван Андреевич Остерман был человеком сосредоточенным и благородным. «Гербовник» так и пишет о нем: «Муж души возвышенной, пламенно-любящий свое отечество, он благородством поступков своих стяжал почтение современников». Прекрасный пример для потомков!

В старости Остерман вёл переписку с митрополитом Платоном, который писал в виде уроков для него и его брата Фёдора свои поучения.[7]

Набожность и вера, полученные от родителей не только на словах, но и на примере всей жизни их, воплотились в дела – строительства  прекрасной в архитектурном плане церкви в местечке Стрешин. Умер граф бездетным и был похоронен в своём майоратном имении — селе Красном Рязанской губернии. Но титул и все имения еще при жизни братья Остерманы Федор и Иван завещали внуку родной сестры Анны Андреевны Остерман-Толстой Александру Ивановичу Толстому с тем условием, что юный  Александр сохранит родовую фамилию Остерман.[8]

Сестра графа Ивана Андреевича; Графиня Анна Андреевна Остерман (1724—1769), в замужестве Толстая, дочь графа А.И. Остермана, бабка графа А.И. Остермана-Толстого

Александр Иванович Толстой сын русского дворянина генерала Ивана Матвеевича Толстого (1746—1808), (мать которого была дочерью графа А. И. Остерман ) и Аграфены Ильиничны Бибиковой  родился в Петербурге 30 января1771 года. Дед по отцовской линии — генерал-аншеф М. А. Толстой, по материнской линии — генерал-поручик И. А. Бибиков. Екатерина II дозволила молодому Толстому в 1796 году принять титул, фамилию и герб рода Остерманов от его бездетных двоюродных дедов — Фёдора и Ивана Остермана.

А. И. Толстого по обычаям того времени с самого раннего возраста записали на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. К 14-летнему возрасту он за выслугой лет числился прапорщиком. Боевую службу начал с 1788 года в войне против турок, состоял в армии князя Потемкина. Участвовал в 1790 году под командованием Суворова в штурме Измаила, награждён за отличие орденом Св. Георгия 4-го кл. С 1793 года служил в Бугском егерском корпусе, сформированном М. И. Кутузовым — мужем его тётки Екатерины Ильиничны Бибиковой. Во время войны Отечественной войны 1812 года  он командовал 4-м пехотным корпусом в 1-й Западной армии Барклая-де-Толли. Был участником  Военного совета в Филях, где решалась судьба Москвы и России в целом.

Художник А.Кившенко Военный совет в Филях (На картине Кивощенко «Военный совет в Филях» изображены слева направо вокруг стола: Кайсаров, Кутузов, Коновницын, Раевский, Остерман-Толстой, Барклай де Толли, Уваров, Дохтуров, Ермолов, Толь, Беннигсен.)

Генерал Остерман-Толстой поддержал мнение Барклая де Толли о невозможности дать сражение. Кутузов, выслушав мнения всех участников совета, сказал: «С потерею Москвы еще не потеряна Россия, поставляю первой обязанностью сберечь армию, сблизится с подкреплениями и самим уступлением Москвы приготовить неприятелю неизбежную гибель, и потому намерен, пройдя Москву, отступить по рязанской дороге».

За героизм в бородинском сражении Остерман-Толстой был награждён орденом св. Александра Невского. «…Примером своим ободрял подчиненные ему войска так, что ни жестокий перекрестный огонь неприятельской артиллерии, ни нападения неприятельской конницы не могли их поколебать, и удержали место свое до окончания сражения»  — так писал Барклай-де-Толли,  характеризуя  А. И. Остермана-Толстого в рапорте с представлением списка генералов, отличившихся при Бородино.[9][10]

13 июля 1812 года во время напряженного боя у деревни Островно (под Витебском) Остерману-Толстому донесли, что войска несут возрастающие потери, и спросили, каковы будут его распоряжения, он ответил: «Стоять и умирать!». Этот приказ принес графу славу непоколебимого и стойкого российского воина.

 Граф Остерман-Толстой до 1812 года. Портрет Пьера Прюдона, Эрмитаж

В кампанию 1813 года Остерман-Толстой прославил свое имя 17 августа в блестящем бою под Кульмом, где потерял левую руку, оторванную ядром. На соболезнования он ответил «Быть раненому за Отечество весьма приятно, а что касается левой руки, то у меня остается правая, которая мне нужна для крестного знамения, знака веры в Бога, на коего полагаю всю мою надежду». За подвиг под Кульмом он был удостоен ордена Св.Георгия 2-й степени. В 1835 году при открытии в Кульме памятника в честь знаменитого сражения Николай I наградил Остермана-Толстого орденом Св. Андрея Первозванного, а австрийский император Фердинанд прислал ему благодарственное письмо и специально вычеканенную медаль.

Король Пруссии наградил Остермана Большим прусским Железным крестом, наградой, которая за всю свою историю вручалась только семь раз. Победа при Кульме закрыла наполеоновским войскам путь в Богемию, народ Чехии преподнёс герою сражения подарок. [11]

Остерман вернулся в Петербург в начале 1814 года и сразу же был назначен генерал-адъютантом Александра I. В этом качестве находился до самой смерти императора. Император преподнес  генералу в дар икону «Положение Господа во гроб», которая была доставлена  в церковь Покрова Божией Матери  в местечко Стрешин (икона безследно исчезла в годы второй мировой войны, а ныне в храме находится  вновь написанный образ «Положение Господа Иисуса Христа во Гроб»).

Вновь написанный образ  «Положение Господа Иисуса Христа во Гроб». Находится в левом приделе храма.

Храм, основанный его двоюродным дедом, был освящен в 1811 году.

А  вскоре геройский генерал возводит и свой храм недалеко от Стрешина – в д. Солоное. По документальным данным известно, что церковь была построена в 1815 году  и освящена во имя Рождества Богородицы «Тщанием Его Сиятельства Графа Александра Ивановича Остерман-Толстого». Местные старожилы вспоминали : «Красивая церковь была в Солоном, но когда 1930-х годах началась коллективизация, ее закрыли и сделали коровник, но вскоре скот начал болеть и подыхать в большом количестве. Продолжалось это до тех пор, пока коровник не перевели в другое место. Позднее церковь совсем разобрали».

В августе 1817 года Остерман-Толстой получает чин генерала-от-инфантерии, но его здоровье после тяжёлых ран было настолько подорвано, что он в этом же году освобождается от командования корпусом и увольняется в бессрочный отпуск, хотя продолжает числиться на военной службе. После кончины горячо любимого императора Александра I,   он навсегда покидает Россию. В 1857 году Остерман-Толстой умер в Женеве в возрасте 86 лет. Граф  А.И. Остерман-Толстой был яркой неординарной личностью, его имя увековечено в анналах военной истории (и не только российской!) [11]

Так закончилась Остермания на землях Могилевской губернии.

Приходская жизнь церкви. Святой праведный Иоанн Кормянский

Одним из первых настоятелей храма был иерей Иоанн Гашкевич, о чем писали «Ведомости»за за 1848-й год. Это был отец будущего Святого праведного Иоанна Кормянского. Вот как описываются детские годы святого в его житии, составленном архимандритом Стефаном (Нещеретом), ныне епископом Гомельским и Жлобинским: «Отец праведного Иоанна, иерей Иоанн Гашкевич, служил в местечке Стрешин Рогачевского уезда в Свято-Покровской церкви. С радостью семья иерея Иоанна готовилась к рождению ребенка. Каждую службу будущая мать приобщалась Святых Христовых Таин. Однажды в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он подошел к ней, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у него взять благословение, но не доживу». С этого времени родители знали, что у них родится сын, и что будет он служителем алтаря Господня. В 1837 году в Стрешине в семье местного православного священника родился будущий святой отец Иоанн Кормянский (Гашкевич).  С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. В 4-летнем возрасте он уже был свеченосцем… После службы ему приходилось убирать алтарь, мыть полы и чистить лампады — исполнять порученное отцом послушание. Часто с отцом и братом отрок спускался в подземелье, где предавался усердной молитве».[12]

Вокруг храма во дворе посадили каштаны, которые и поныне стоят живыми стражами и свидетелями детских лет праведника Божия протоиерея Иоанна. Св.прав. Иоанн Кормянский жил с родителями и помогал отцу в церкви до 18 лет.  Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной с отрочества стали главными чертами отца Иоанна. Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяны. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия Россия прольет много крови, и это предсказание его сбылось. Эти слова его пророчества сбылись вскоре после его кончины. Любовь к ближнему, которую проповедовал отец Иоанн, он подтверждал делами, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак 2:20). Свой ум он занимал всегда Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад. Земная жизнь

святого праведного Иоанна Гашкевича, подвижника благочестия нашей земли, окончилась осенью 1917 года. Батюшка не дожил до октябрьской революции, но предсказал ее. Многим батюшка в своей жизни помогал и делами, и словами. Обретение честных мощей протоиерея Иоанна состоялось 9 сентября (н. ст.) 1997 года.[13]

Покровский храм  Свято-Иоанно- Кормянского женского  монастыря- место, где открыто почивают мощи православного святого — праведного протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, чудотворца Кормянского( деревня Корма Добрушского района Гомельской области). А в Стрешинском храме находится икона угодника Божия с частичкой  его мощей.

Вверху (левый придел храма )образ Святого Праведного Иоанна Кормянского в облачении, внизу –образ батюшки с частицей мощей(в нижнем левом углу иконы)

Приход к началу 20-го века

В конце ХIX столетия Стрешин являлся волостным центром. По данным на 1897 год, здесь проживало 2106 человек. Тогда в состав Стрешинского Свято-Покровского прихода входили деревни Жирховка, Затон, Зломное, Косаковка, Вышняя (Верхняя) Олба, Шихов. Сам же приход относился ко 2-му Рогачевскому благочинному округу. В одном из номеров «Могилевских епархиальных ведомостей» за 1900 год было помещено объявление об очередной вакансии псаломщика в Стрешинском приходе. Из этого сообщения можно узнать, что при Стрешинской церкви в то время имелось 48 десятин и 228 квадратных сажень церковной земли, а также помещение для псаломщика. Прихожан насчитывалось 3028 душ мужского пола и 2970 — женского.

Знаменательные даты

Помнит церковь и знаменательное событие произошедшее в 1910 году-перенесение мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Святые мощи по Высочайше утвержденному чину должны были следовать от Киева до Орши по Днепру, с остановками по пути следования в больших городах, а из Орши должны были проследовать через Витебск в Полоцк на руках верующих.

Торжества по перенесению святых мощей начались во второй день святой Пасхи 1910, который пришелся на 19 апреля.  А день 22 апреля стал центром киевских торжеств. После божественной Литургии святые мощи были изнесены из Лавры, хранившей их семь веков, на пароход «Головачев», который спокойно стоял  в полной готовности к отплытию, украшенный флагами и убранный кругом зеленью и цветами ,предназначенный для перевезения святых мощей и лиц, их сопровождающих.

Рака со святыми мощами вскоре была установлена в носовой части  на пароходе, где ее приняли находившиеся там духовные лица Полоцкой епархии, назначенные сопровождать святые мощи, во главе с настоятелем Маркова монастыря архимандритом Пантелеймоном. Там же находилась и игумения Спасо-Евфросиниевского монастыря мать Иллариона с 12 монахинями.

В носовой части судна также была сооружена часовня с большими зеркальными окнами; по сторонам часовни две золотые хоругви.

Преподобная Евфросиния Полоцкая

Процессии предстояло по Днепру пересечь несколько губерний — Киевскую, Черниговскую, Минскую и Могилевскую (Стрешин входил в  состав Могилевской  губернии). [Приложение 1]

С  вечера собрались жители поселка на пристани Днепра, чтобы встречать Преподобную Ефросинию. Рано утром пароход ненадолго причалил к пристани Стрешина. Многочисленные верующие со священниками под звон церковных колоколов  пели тропари Светлому Христову Воскресению и преподобной Ефросинии Полоцкой. А затем, со слезами на глазах, долго провожали взглядом уходящий вверх по Днепру пароход.[14]

«Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения»

После революционных событий 1917 года  Стрешинский храм, как и многие другие церковные сооружения, попал в разряд несовместимых с «новой жизнью». Репрессии, начавшиеся еще в 20-х годах, к началу 30-х переросли в настоящий погром. Кресты на куполах были спилены, внутреннее убранство разграблено. Как вспоминала  прихожанка Мария Онуфриевна Будницкая (1922 – 2011г.г.), кресты сбрасывали директор местной школы Столяров и сторож школы Прохор Гузов. Точка в этом погроме была поставлена в 1932 году, когда церковь окончательно закрыли.

Трагически сложились судьбы и местного церковного клира. Еще в декабре 1931 года в группе с другими священниками и крестьянами были арестованы батюшки из Стрешина — отец Андрей Белюстин и отец Михаил Мигай. Отец Андрей скончался 7 марта 1940 года в БелБалтлаге, а отец Михаил в 1933 году был выслан с семьей на север сроком на три года.

В конце 1941 года, Стрешин заняли немецкие оккупационные власти и дали разрешение на возобновление церковно-приходской жизни. Возглавил местный приход уроженец Екатеринбурга отец Алексий Валяев. Судьба этого человека во многом была необычайной и трагической. Алексей Валяев обладал хорошим голосом. До войны был артистом, однажды ему пришлось выступать даже перед Сталиным.

Отец Алексий Валяев хотя и служил при немцах, но сотрудничеством с оккупантами себя не запятнал. Ему грозил арест. Поэтому однажды ночью он ушел в партизаны и оставался там до прихода советских войск. После войны служил уже в других епархиях. В 1961 году отец Алексей публично отрекся от Церкви, но спустя четыре года принес покаяние. Похоронен недалеко от Стрешина — на Шиховском кладбище.

После войны православная община в Стрешине вновь получила официальный статус. Как свидетельствуют архивные данные, в 1949 году здесь действовало «религиозное общество». Но так как местный храм во время войны сильно пострадал и находился в полуразрушенном состоянии, то, как сказано в документах, «церковная община на него не претендовала». Богослужения совершались в молитвенном доме соседней деревни Шихов. [15]

Церковь святителя Николая Чудотворца в д. Шихов

Церковь-мученица

В годы Советской власти в храме, под  тонко выписанными ликами святых, хранились мешки с удобрениями. Затем располагался склад соли, потом конюшня, клуб, ресторан. После храм пустовал, а потом сюда пришли реставраторы из областного центра. Не столько возродили, сколько напортили. Во время одной из «реставраций» (их церковь претерпела три) были сняты кресты, подчистую были уничтожены фрески. Из-за неумения возродить их … замазали краской. Примерно то же самое было сделано и с серебряными звездами, рассыпанными по голубому куполу. Ниши с росписями заложили кирпичом, замуровав в них бутылки с записками: «Памятник отреставрировали мастера из Гомеля в 1982 году». И фамилии. Почти как до боли знакомое: «Тут был …!». Вот так и стояла она долгие годы, безславно сносила издевательства над своей уникальностью, со временем вообще оказавшись на задворках. Стрешинцы построились вокруг плотным кольцом, и рядом с ней оказались помойки, свалки, поленницы, туалеты, а внутри  хозяйничали голуби, которые успели загадить ее не меньше человека.

Возрождение или Бог поругаем не бывает

Вернуть к жизни Стрешинский храм взялся молодой священник из Рогачева отец Василий Пилипенко (впоследствии благочинный Жлобинского округа, митрофорный протоиерей). Он родился в 1959 году. В начале 80-х служил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

После демобилизации вернулся домой, работал в лесничестве. Под влиянием архимандрита Павла (Войтовича), который в то время служил в Рогачеве, в 1988 году принял сан священника, активно участвовал в возрождении православных приходов на Рогачевщине.

Однажды отец Василий проезжал  через поселок . Издалека заметив церковные купола, заинтересовался. Увиденное до боли растревожило душу, крепко засело в памяти. Разбитые окна, исковерканные решетки, облупленная побелка.

Решение восстановить храм пришло сразу. И стал он здесь не только священником, но и начальником стройки, а по совместительству и рабочим – столько всего  переделать нужно было! Возрождение церкви стало воистину всенародной стройкой, которое  объединило людей разных возрастов, профессий и взглядов. Помощь оказывали даже неверующие. Люди отдавали на это свои скромные сбережения.

Средства выделили  районные власти, местный колхоз «1-е Мая», многие жлобинские предприятия. Так, всем миром и очистили Дом Божий от скверны, учиненной богоборческой властью.[15][16]

Таким увидел храм отец Василий (Пилипенко)

Освящение возрожденного храма произошло 28 июля 1991 года.

Стояла солнечная погода. Сотни верующих хлебом-солью и с цветами в руках встречали епископа Гомельского и Мозырского (а с 1992 епископ Гомельский и Жлобинский) Аристарха.

Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх(Станкевич) (1938-2012г.г.)

Этого события ждали не одно десятилетие, поэтому радость у присутствующих была большая. [17]

Жизнь прихода в наши дни

В 1990-х годах в Стрешине сменилось несколько настоятелей. А в 2000 году приход возглавил 26-летний священник отец Евгений Межуев, который служит здесь и сегодня.

Перед настоятелям стоят все те же задачи —заботиться о благоустройстве храма и окормлять свою паству . Последняя из задач — особо трудная. Сегодня церковь Покрова Божией Матери  собирает прихожан не только из Стрешина, но и близлежащих деревень – все как прежде, только народу поубавилось на службах, да и самой веры, похоже, тоже! [18]

Очень отрадно, что  церковь  включена в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины», и встречает она паломников не только из области, но и  со всей Беларуси.

А в 2012 году посетил церковь Покрова Пресвятой Богородицы  епископ Гомельский и  Жлобинский Стефан (Нещерет) с рабочим визитом.

Встреча у церкви епископа Гомельского и Жлобинского Стефана( слева направо первый настоятель храма ,а ныне Благочинный Жлобинского благочиния митрофорный протоиерей Василий(Пилипенко), просфорница с караваем Вера Владимировна Крупеникова, с цветами чтец и певчая учительница английского языка Людмила Николаевна Пикун (моя мама), настоятель протоиерей Евгений (Межуев) и епископ Гомельский и Жлобинский Стефан(Нещерет)

Внутри храма


Вид на алтарь 

Стрешинский храм Покрова Пресвятой Богородицы

В субботние и воскресные, а также праздничные дни и накануне открыты двери храма, и живою нитью истории связано здесь прошлое и настоящее. Три великих мужа, три кавалера императорского ордена апостола Андрея Первозванного верой и правдой служили Богу, Царю и Отечеству, являя честь и благородство, доблесть и мужество и истинную веру, воплощенную в делах, кои мы видим и сегодня.

Тихие, но пламенные молитвы возносились здесь маленьким мальчиком, будущим святым, кo Пресвятой Богородице, являя нам пример  упования на милость Божью, на заступничество Царицы Небесной.

Тысячи богомольцев прошли этими дверями, оставив нам пример стояния в вере в самую страшную годину.

И гудит благовест. Перезвоном колоколов уносится его гул все выше и выше! Поспешим же и мы в храм Божий, на этот спасительный корабль, вознесем свою, пусть неумелую, но от всего сердца произнесенную молитву о спасении душ наших.

Испросим молитвенной помощи у угодников Божиих! У ангелов – хранителей наших! У Пресвятой Богородицы! И милостивый Господь обязательно укажет нам путь в Царствие Небесное!

 

Церквей перезвон плывет над Днепром,

И гаснет, встречаясь с Небесной зарей.

Живи, расцветай, мой Стрешин любимый,

Отцовский мой край, Святыми хранимый!

Источники:

[1]Туристская энциклопедия Беларуси. Мн.Беларуская Энцыклапедыя, 2007. -648с.

[2] Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра до Павла/О.В.Сухарева.-Москва:АСТ:Астрель:Люкс,2005.-704с.:ил.Тип работы: Монография

[3]Любимов С.В. Опыт исторических сословий. Гундоровы,Жижемские,Несвицкие, Сибирские,Зотовы и Остерманы.-Пг.,-С. 91-103.

[4] http://ostermanniana.ru/lubimov/mainF.html

[5]Шуканов Н. Из Литвы в Россию. Новый  День№43 (11939) 2013 .С.6

[6] Богданович М.И. История царствования Александра I. – Т.2, -СПб., 1869.- С484.

[7]http://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%F1%F2%E5%F0%EC%E0%ED,_%C8%E2   %E0%ED_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7

[8] http://www.ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/polonsky.html

[9] http://warsonline.info/1812-god/13-sentyabrya-voenniy-sovete-v-filyach.html

[10] http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=621357

[11]  В.Двораковский. Александр Иванович Остерман-Толстой http://www.ostermanniana.ru/galery/necropol/mainF.html#s6

[12] «Ведомости о церкви Покрова Богоматери Рогачевского уезда местечка Стрешина за 1848-й год» (НГАБ, Фонд № 3061, вопіс 1. Справа 11, л. 51 об.).

[13] http://korma.hram.by/?page_id=10

[14]http://spas-monastery.by/shrines_of_the_monastery/holy_relics/

[15]http://kraeved.zhlobinedu.by

[16]   Н.Шуканов. Царква Покрыва Прасвятой Багародзцы//Царкоўнае слова. №5 (243), 2007. С.14-15

[17] http://ru.wikipedia.org/wiki/Стрешин

[18] Стрешинский Свято – Покровский храм//Новы дзнь. – 2000. – 120. – с.3.

Приложение 1.  Из переписки певчей храма Л.Н.Пикун  с  РГИА г. Санкт-Петербурга «О страховой оценке Покровской церкви»